Чему я научился, прослушав курс Learning How to Learn
Недавно прослушал на Coursera курс лекций про то, как научиться эффективнее учиться. Никаких революционных знаний я для себя не вынес, но узнал немало полезных мелочей. Что-то мне было уже известно или интуитивно понятно, но собрать всё вместе и зафиксировать оказалось не лишним. Многие фишки будут полезны как для учёбы, так и для работы. Ниже привожу выдержки из моего конспекта — то, что оказалось мне интересно, а не полный конспект курса.
Режимы работы мозга
Существует два режима работы мозга:
- Сфокусированный (Focused mode)
- Рассеянный (Diffuse mode)
Сфокусированный режим использует сложившиеся нейронные связи и готовые паттерны мышления. Если ты учился в школе, то видя 2×2 автоматически получаешь 4, использовав знакомый способ решения простой математической задачи. Всё сосредоточенное мышление проходит похожим образом. С одной стороны, это очень эффективный режим, особенно если паттернов у тебя много и они хорошо натренированны, но с другой — он ограничивает мышление проторенными дорожками. Сфокусированный режим применяется, например, при осознанном решении конкретных задач, над которыми нужно думать.
Рассеянный режим наступает когда ты выходишь из сфокусированного режима. Например, выполняешь рутинную задачу не требующую мозга (принимаешь душ, готовишь завтрак) или когда расслабляешься, засыпаешь. Мышление в рассеянном режиме протекает в фоне и гораздо менее ограничено, так как мозг не пытается специально использовать знакомые паттерны.
Режимы модальны, находиться в двух сразу невозможно. В рассеянном режиме формируются новые нейронные связи, а в сфокусированном они закрепляются практикой. Частое переключение между режимами очень важно для обучения. Долго находиться в сфокусированном режиме непродуктивно.
Сложно придумать что-то новое, если сидеть и пытаться сознательно это сделать, куда чаще новые идеи приходят как раз в рассеянном режиме. В этой связи мне очень понравилась история про хитрую методику Сальвадора Дали. Вечерами он садился в удобное кресло и расслаблялся в полудрёме, изредка освежая в памяти идею, над которой в последнее время работал. Одну руку он свешивал с кресла, держа в ней связку ключей. Когда он окончательно засыпал — ключи выпадали из руки, а разбуженный звоном Дали бежал работать. Это многое объясняет. :–)
Прокрастинация
Задача, которой не хочется заниматься, вызывает реакцию в части мозга ответсвенной за боль. Переключаясь на более простую задачу мы мгновенно получаем награду — избавление от боли. Механизм примитивный: сменил задачу на более простую → получил награду облегчения. Мозг реагирует на получение ожидаемой награды просто — вырабатывает дофамин. Соответственно прокрастинация — это типичная форма зависимости.
Pomodoro
Для борьбы с прокрастинацией авторы курса предлагают использовать метод «Помидора». «Помидорами» называют короткие отрезки продуктивной работы. Традиционная длина «помидора» — 25 минут (считается, что в течение такого отрезка большинство людей способно работать не отвлекаясь).
Техника очень простая:
- Завести таймер на 25 минут
- Минимизировать отвлекающие факторы
- Сфокусироваться на работе
- Затем сделать 5-минутный перерыв. Это награда — делай что хочешь (выпей чаю, пролистни фейсбук)
- После каждого 4-го «помидора» большой перерыв (15–30 минут).
Понятно, что тут идет замещение старой зависимости — новой. Мозг отвыкает от награды «облегчение от переключения» и привыкает к награде «законный перерыв без чувства вины».
Я попробовал и втянулся, пока помогает очень хорошо. Использую бесплатное приложение Pomodoro One для OS X. Кстати, если пользоваться техникой адекватно — т.е. реально работать каждый свой «помидор» и не отвлекаться, а также работать только «помидорами» — то можно получить одну из самых правдивых статистик о том, сколько на самом деле вы работаете. Как Pomodoro One, так и большинство других подобных программ в том или ином виде фиксирует количество «помидоров» в конкретный день.
Авторы курса ничего про это не рассказывали, но у меня есть еще пара соображений про эту технику:
Во-первых, я бы не стал ничего есть в коротких перерывах. Есть каждые 25 минут — явный перебор, а пищевые зависимости очень сильные.
Во-вторых, если вы курите — лучше сначала наконец бросить, а потом начинать пользоваться этой техникой. Лишняя теоретическая база только легитимизирует награду от курения, это в будущем может усложнить бросание, а также снизить эффективность техники — ведь без своей сигары в перерыве, мозг не получит полностью свою награду от конценрированной работы.
Еще интересный совет в целом: концентрироваться не на задаче, а на процессе. Гораздо проще решиться сесть и 25 минут поработать с текстом, чем сесть и наконец написать про то, что полезного ты вынес из курса. В этом техника «помидора» оказывается очень кстати.
Момент входа в прокрастинацию
Использование силы воли — очень энергозатратно для мозга. Постоянно бороться с прокрастинацией, уверять себя что вот сейчас надо вернуться к работе — утомительно. Можно минимизировать использование силы воли для борьбы с прокрастинацией: научиться замечать и сбивать прокрастинацию на подлёте. К примеру, в тот момент, когда пришло письмо про то, что случилось в Фейсбуке за прошедшие пол часа — осознать что происходит и не вестись, а продолжить работу. То же самое, когда руки сами открыли ленту, или засветился инстраграмными лайками айфон на столе — заметить что происходит и не вестись.
Обучение
Чанки
В рамках курса был представлен термин «chunk». Я не нашёл и не смог подобрать никакого адекватного перевода, так что буду использовать кальку «чанк».
Чанк — это объект в памяти, объединяющий отдельные факты через смысл и опыт применения.
Возьмём, в качестве примера, езду на велосипеде. Можно знать, что для езды на велосипеде нужно а) крутить педали, б) держать равновесие, г) следить за дорогой, д) тормозить. Допустим, что это всего 4 разных знания, хотя их наверняка гораздо больше. Когда ты учишься, каждое из этих знаний требует внимания — и сначала всё вместе получается с большим трудом. Однако, со временем, все основные компоненты езды на велосипеде складываются в один готовый чанк — один объект, вместо четырех, который используется уже почти автоматически.
Любое обучение — это формирование таких чанков. Чанки могут быть миниатюрными: взять штопор, вкрутить штопор, открыть бутылку — это чанк «открыть бутылку вина». А могут быть гораздо масштабнее, например — организация фуршетов.
Чанки формируются через понимание и практику.
Запоминание
Лучший способ выучить информацию — изучить её, а затем попытаться вспомнить. Это гораздо эффективнее повторного чтения. Также полезно делать подходы к знанию распределенные во времени. Учить что-либо 1 час 3 дня подряд — эффективнее, чем 3 часа подряд в 1 день.
Тесты как раз рассчитаны на вспоминание. КПД тестирования выше, чем чтения. Т.е. от 1 часа тестирования больше пользы, чем от 1 часа чтения (хотя одно без другого, конечно, невозможно). Желательно пытаться вспомнить ответ еще до чтения предложенных вариантов.
Физические упражнения и здоровый сон повышают способность мозга формировать новые нейронные связи, а значит напрямую способствуют обучению.
Иллюзии знания (Illusions of competence)
Опасная штука при обучении — это иллюзии знания. Например, второй раз читая текст, мы скорее всего узнаём прочитанное — и нам кажется, что мы это уже знаем, выучили, тогда как на практике в этот момент еще не сможем достать из памяти ту же информацию по запросу извне.
Стоит также не питать иллюзий относительно подчеркивания фрагментов текста. Когда мы подчеркиваем текст в книге, нам кажется, что так мы можем лучше его запомнить, тогда как на самом деле снимаем с мозга ответственность за хранение подчеркнутой информации — ведь теперь она хранится в другом месте.
Привычки
Технари и гуманитарии
Авторы курса отстаивают точку зрения, что не существует природных предрасположенностей к определенным видам знания (проблема деления на технарей и гуманитариев). К примеру, математика оперирует абстрактными понятиями. Для того, чтобы проще было работать с абстрактными понятиями — нужно иметь соответствующую привычку, нужна практика. В естественной среде больше конкретики, чем абстракции, так что большинство людей имеет много опыта с конкретикой и мало с абстракцией. Тем, кто по той или иной причине имел больше дел с абстракцией, чем остальные — лучше справляются с изучением математики. Правда, за скобки этой системы почему-то вынесен уровень интеллекта. Я к этой идее отношусь пока скорее скептически, но на всякий случай начал школьный курс математики на Khan Academy.
Списки задач
Списки задач помогают замотивировать себя на достижение определенных результатов. Вспоминая о том, что полезно концентрироваться на процессе, а не задаче — в списки задач можно смело вносить процессы. Например: завтра 4 «помидора» на письмо (вместо задачи «написать пост про то, что полезного я вынес из курса»).
Полезно составлять списки задач на следующий день перед сном. Таким образом в подсознание помещается контекст задач, и на утро мозг становится более расположенным к их решению.
Жабы
Не лишним будет вспомнить методику «Eat frogs first thing in the morning». Суть методики проста: каждый день с утра решать несколько самых неприятных задач. Всё равно с ними придется разбираться, но так на их решение будет максимум сил, и они не будут портить настроение остаток дня.
Эксплуатация визуального и пространственного мышления
В результате эволюции у человека хорошо развито визуальное и пространственное мышление. С этой точки зрения авторы горячо рекомендуют использовать для запоминания новых концептов визуальные метафоры и технику дворца памяти.
Impostor Syndrome
Напоследок интереснейшая штука — синдром самозванца. Людям кажется, что их достижения — не более чем удачное стечение обстоятельств. Себя они считают самозванцами, а окружающих крутышей — настоящими. Но интересен синдром не сам по себе, а тем — насколько он распространён — до 70% людей испытывают подобные симптомы хотя бы периодически. В голосовании среди студентов курса таких набралось целых 90% от выборки в 3000 человек.
Обсудить можно в Фейсбуке