25
фильмов ужасов,
в которых самый кайф
Я смотрю довольно много фильмов, а жанру ужасов всегда уделял особое внимание — для меня это что-то вроде хобби. Данный список это попытка выделить из всего множества просмотренных фильмов самые интересные.
Но сперва хочу сказать пару слов о том, почему я интересуюсь темой и какую вижу в ней ценность:
Во-первых, нужно понимать, что фильмы ужасов — это жанровое кино, а значит большинство из них прежде всего являются коммерческими проектам, а не произведениями искусства. Их главная задача — привлечь молодых людей в кинотеатры обжимать своих напуганных подружек. Принадлежность к жанру во многом связана с использованием общих сюжетных клише, жизненно необходимых для маркетингового успеха. Я обожаю каждый раз наблюдать как талантливые режиссёры выкручиваются в анти-творческих условиях. Мне как дизайнеру интересны разные подходы к решению похожих задач с одинаковыми ограничениями.
Во-вторых, меня привлекает вся эта мрачная тематика: необъяснимое, пугающее и сверхъестественное, безумие, мистика и смерть.
И ещё один важный момент, по поводу «страшности». Я склонен считать, что взрослому человеку уже не стоит особенно расчитывать быть напуганным при просмотре фильмов ужасов. Однако, чтобы лучше погрузиться в атмосферу и позволить игре актёров убедить себя в происходящем на экране, стоит смотреть фильмы в оригинале. Кино вообще, а фильмы ужасов в особенности, сильно завязано на эмоциях, и любой дубляж серьёзно ослабляет этот важнейший компонент.
Содержание
Я не претендую на создание списка TOP-25 лучших хорроров всех времен, это исключительно моя личная подборка, поэтому не надо удивляться отсутствию Хичкока, например. Категории тоже далеки от объективности.
Мэйнстрим
Классика
Малобюджетные
Трэш и угар
Не совсем ужасы
The Village
(Таинственный лес)
2004
О чём:
Замкнутая религиозная община уже долгие годы обходится без контактов с цивилизацией. Деревня расположена посреди леса в котором обитают загадочные чудовища. Жители общины не ходят в лес, чудовища не трогают жителей — таков договор.
Чем хорош:
Фильм Найта Шьямалана, где всё исполнено на твёрдую пятёрку. Режиссура, операторская работа, игра актёров, сюжет, музыка.
The Mist
(Мгла)
2007
О чём:
Маленький американский городок застилает туман, в котором обитают неизвестные существа поедающие людей. Группа горожан забарикадировалась в супермаркете и решает как быть дальше.
Чем хорош:
Это экранизация повести Стивена Кинга от режиссёра «Зелёной мили» и «Побега из Шоушенка» (оба фильма — так же экранизации Кинга, если вы не знали). Множество проработанных персонажей наполняют замкнутое пространство супермаркета жизнью, правдоподобными эмоциями и конфликтами интересов, от чего легче верится и в окружающую их сверхъестественную угрозу.
The Skeleton Key
(Ключ от всех дверей)
2005
О чём:
Молодая сиделка переезжает в старинный плантаторский дом под Новым Орлеаном заботиться о доживающем своё старике. Супруга хозяина настроена слегка враждебно, дом полон тайн, а вокруг болота и местный народ, всё ещё верящий в колдовство.
Чем хорош:
У фильма точно лучший сюжет из всего списка.
The Fourth Kind
(Четвёртый вид)
2009
О чём:
Более 40 лет в отдалённом городке на Аляске продолжают бесследно пропадать люди. Местный психотерапевт в исполнении Милы Йовович наблюдает разных пациентов, удивительным образом рассказывающих одну и ту же историю: у них бессонница, посреди ночи прилетает белая сова и затем провал в памяти. Попытки восстановить воспоминания с помощью сеанса гипноза провоцируют у пациентов сильнейшие панические реакции.
Чем хорош:
С одной стороны это типичный представитель поджанра псевдо-документальных фильмов ужасов. Но с другой — решение элегантное: основное повествование полностью постановочное, а «документальные» кадры приводятся в качестве иллюстрации. Причём камера дрожит именно в постановочной части, а в «документальных» сценах зафиксирована на штативе. Если в «Ведьме из Блэр» зрителю предлагалось самому дорисовывать в воображении почти всё, то в «Четвёртом виде» фокусник скрывает от зрителя лишь только главный предмет, зато весь контекст представлен ясно, отчётливо и в достатке. Эффект положительный.
Evil Dead
(Зловещие мертвецы: Чёрная книга)
2013
О чём:
Компания старых друзей приезжает провести пару дней в лесном домике и как бы случайно пробуждает ото сна древнее зло.
Чем хорош:
Это ремейк культового фильма «The Evil Dead» 1981 года, сделанный с вниманием и любовью к оригиналу, под надзором его создателей, но руками молодого аргентинского режиссёра-дебютанта. Для своего времени оригинал был настоящим прорывом в области кровавого беспределана экране (см. термин «сплэттер») и спецэффектов. И сейчас, в 2013 году, ремейк сделан по большей части с «аналоговыми» спецэффектами — почти без компьютерной графики. Выглядит при этом супер современно. Отдельного внимания заслуживает изображение зла: мертвяки смеются героям в лицо, поддевают их издёвками, но это вовсе не комедийный элемент, а поведение превосходящей силы, играющей с жертвой в кошки-мышки и залезающей ей в голову используя доступные психологические инструменты. Фильм очень драйвовый, смотрится на одном дыхании, что хорошо передано в трейлере (обычно я против просмотра трейлеров, но этот тянет на отдельное произведение искусства).
Не для слабонервных
Rosemary’s Baby
(Ребёнок Розмари)
1968
О чём:
Семейная пара переезжает на новую квартиру в Нью-Йорке. Соседи — сплошь дружелюбные пожилые люди, желающие общаться и принимать активное участие в жизни молодой семьи. Кажется это неспроста.
Чем хорош:
Один из лучших фильмов Романа Полански с пронзительной мистической атмосферой.
The Wicker Man
(Плетёный человек)
1973
О чём:
Полицейский с большой земли прибывает на отдалённый шотландский остров расследовать исчезновение маленькой девочки. Однако деревенские отрицают существование пропавшей, авторитет государства и христианского бога.
Чем хорош:
Редкий пример хорошего фильма про язычников, а также почти молодой Кристофер Ли в роли лидера общины.
Suspiria
(Суспирия)
1977
О чём:
Американская студентка приезжает в учиться в итальянскую балетную школу-пансион. В первую же ночь при сверхъестественных обстоятельствах происходит загадочное убийство одной из учениц. Что-то нехорошее происходит в стенах школы, а руководство ведёт себя подозрительно.
Чем хорош:
Во-первых, просто в качестве культурного артефакта этот фильм — яркий представитель классических итальянских фильмов ужасов от легендарного режиссёра Дарио Ардженто. А во-вторых, в съёмках задействован потрясающе красивый особняк эпохи модерна и множество соответствующих интерьеров, ради одних которых уже имеет смысл смотреть.
The Serpent and the Rainbow
(Змей и радуга)
1988
О чём:
Американский антрополог прилетает на Гаити в надежде получить для исследования порошок, по слухам способный возвращать мертвецов к жизни.
Чем хорош:
Честно говоря, фильм не то чтобы выдающийся. Даже сомневался включать ли его в этот список, но у него всё-таки есть одно важное достоинство: серьёзный подход к вопросу зомби. Пожалуй, самый реалистичный из всех, что я видел, хоть и не самый выразительный.
Bram Stoker’s Dracula
(Дракула)
1992
О чём:
Экранизация классического готического романа Брэма Стокера про трансильванского графа-вампира, пронёсшего сквозь века любовь к своей погибшей возлюбленной, и нашедшего её переродившейся в викторианском Лондоне.
Чем хорош:
Это большое кино Френсиса Форда Копполы, для которого изначальный жанр произведения — всего лишь подспорье. Очень красивая экранизация с мощным актёрским составом.
Yellowbrickroad
(Дорога из желтого кирпича)
2010
О чём:
Группа исследователей отправляется в поход по следам таинственного происшествия из 40-х годов. Тогда всё население небольшого городка побросало свои дома и ушло в лес, чтобы никогда не вернуться. Кого-то из них в последствии находили в лесу замерзшими или убитыми, многие так и пропали без вести.
Чем хорош:
С помощью оригинальных выразительных средств авторы эффектно погружают героев и зрителя в нарастающее безумие, попутно тончайшим образом критикуя массовую культуру.
Session 9
(Девятая сессия)
2001
О чём:
Бригада по утилизации асбеста работает в здании бывшей психиатрической лечебницы. Место со своей атмосферой и историей оказывает на рабочих влияние, и спустя пару дней они сами готовы к госпитализации.
Чем хорош:
Психушка, в которой развиваются события фильма, это не искусственная декорация, а вполне реальное здание бывшей лечебницы — редкая удача. В сочетании с хорошим сюжетом это позволяет закрыть глаза на в целом любительскую реализацию, и успешно дать погрузить себя в атмосферу нарастающего безумия.
Eden Lake
(Райское озеро)
2008
О чём:
Пара приезжает пару дней отдохнуть на природе, но вступает в жестокий конфликт с потерявшими страх и совесть подростками.
Чем хорош:
Реалистичный сюжет, актуальная проблематика.
Primal
(Приманка)
2010
О чём:
Группа австралийской молодёжи уезжает в глубь страны посмотреть на наскальные рисунки. Новые впечатления не ограничиваются искусством древних людей — в джунглях их поджидает опасный вирус, пробуждающий у заразившегося инстинкты хищника и сверхъестественную прыть.
Чем хорош:
Ещё один удачный пример рационализации темы зомби, на этот раз через провал сознания к первобытным инстинктам.
The Lords of Salem
(Повелители Салема)
2012
О чём:
На локальную музыкальную радиостанцию приходит пластинка неизвестной группы The Lords of Salem. Ведущая ставит пластинку в эфир, но странное авангардное звучание оказывает на неё неприятный колдовской эффект и дальше всё идёт не так.
Чем хорош:
Чувствуется что Роб Зомби, режиссёр, — прежде всего музыкант. В хорошем смысле. Колдовская пластинка звучит что надо, а видеоряд то и дело норовит сорваться в область крутого музыкального клипа.
The Cabin in the Woods
(Хижина в лесу)
2012
О чём:
Компания студентов приезжает провести пару дней в хижине в лесу, читает заклинание в найденной в подвале колдовской книге и, естественно, пробуждает зло. Всё прямо как в «Evil Dead», но есть одно но: люди в белых халатах внимательно следят за событиями из контрольного пункта и, по мере надобности, вносят корректировки в происходящее.
Чем хорош:
Авторы оттянулись на полную катушку и выдали мощную рефлексию на весь жанр ужасов в целом, а заодно и всё человечество (сложно было удержаться, понимаю). В результате драйв, много неожиданных моментов и оригинальный сюжет.
Doghouse
(Попали!)
2009
О чём:
Мужики приезжают в захолустный английский городок отдохнуть от заколебавших подружек. Всё бы хорошо, но загадочный вирус превратил всех местных женщин в зомби и настроены они весьма недобро.
Чем хорош:
Фильм про зомби-феминисток, come on!
Frontiere(s)
(Граница)
2007
О чём:
Банда преступников спасаясь от правосудия бежит из Парижа и попадает в плен к большой семье сумасшедших нео-нацистов.
Чем хорош:
Французы абсолютно без комплексов показывают весь ужас происходящего в ярких красках и при достаточном освещении. 400 литров бутафорской крови не были пролиты зря.
Deadgirl
(Мертвячка)
2008
О чём:
Двое старшеклассников находят на территории заброшенной психиатрической клиники обнажённую женщину-полузомби на цепи.
Чем хорош:
Оригинальный провокационный сюжет неожиданно хорошо раскрывается в серьёзную психологическую драму.
В фильме трахают зомби
Skinned Deep
(Без кожи)
2004
О чём:
Семейка мутантов-каннибалов заманивает к себе незадачливых путешественников.
Чем хорош:
Нарочито любительский, якобы полный фальши фильм при внимательном рассмотрении оказывается удивительно ровно сделанным. Антураж, игра актёров, юмор, дурацкие спецэффекты и отвязный саундтрек — всё очень четко попадает в жанр и идеально сочетается между собой. Позволив себе принять этот уровень условности и стилистику, можно глубоко провалиться в это сюрреалистичное повествование, полное выразительных персонажей, и получить массу удовольствия.
Under the Skin
(Побудь в моей шкуре)
2013
О чём:
Молчаливая героиня в исполнении Скарлетт Йохансонн ездит по шотландским пригородам, соблазняет мужчин и похищает их в таинственное ничто.
Чем хорош:
Сложный для восприятия, но красивый и необычный фильм. Формально относится к научной фантастике, но благодаря гнетущей атмосфере, мрачному саундтреку и оригинальным сценам похищений, походит на хоррор ни чуть не меньше. Особенно благодаря саундтреку (самый сок начиная с 5:35):
Funny Games
(Забавные игры)
1997
О чём:
Двое респектабельных молодых людей обманом проникают в загородный дом к обыкновенной европейской семье, берут их в заложники, ломают психологически, издеваются и пытают. Просто потому что им скучно.
Чем хорош:
Человек всегда оставался самым страшным из монстров, давая фору всем зомби, вампирам и пришельцам. А если он ещё хорошо образован, воспитан и непредсказуемо сумасшедший — то он пугает вдвойне. Фильм европейский, жестокий и безкомпромисный, со зрителем не церемонятся. Позже Михаэль Ханеке снимет и американскую версию с Тимом Ротом, но это будет уже совсем не то.
Экстремальная жестокость
Trouble Every Day
(Что ни день, то неприятности)
2001
О чём:
Программа научных экспериментов над человеческим либидо провалилась, искалечив жизни нескольких подопытных. Главный герой приезжает с молодой женой в Париж под предлогом медового месяца, чтобы найти проводивших эксперименты учёных.
Чем хорош:
Реалистичный арт-хаусный микс из темы сексуального влечения и вампиризма с каннибализмом. Тяжёлый и оригинальный.
Не для слабонервных
Berberian Sound Studio
(Студия звукозаписи «Берберян»)
2011
О чём:
Замкнутый звукорежиссёр из Великобритании приезжает в Рим работать с горячими итальянцами над проектом в жанре джалло. Фильм про съёмки фильма ужасов сам плавно скатывается в характерную мистическую атмосферу.
Чем хорош:
Фильм богат интересными производственными подробностями, тем более из ушедшей аналоговой эры — действие происходит в 70-х годах. Экшена никакого, зато зрителя непрерывно радуют различными режиссёрскими и операторскими находками. Ну и очень интересно смотрится игра характеров, столкновение двух культур в лице скованного, ответственного англичанина и напористых разгильдяев итальянцев.
Kill List
(Список смертников)
2011
О чём:
Двое отставных британских военных промышляют время от времени заказными убийствами. Однажды они решают взяться за своё последнее дело, но оно оказывается вовсе не тем, чем казалось на первый взгляд.
Чем хорош:
Атмосферный психологический триллер с элементами хоррора от моего любимого английского режиссёра Бена Уитли.
Обсудить можно в Фейсбуке